Развитие вендингового бизнеса в России

Жизнь в современном обществе невозможно представить без автоматизации многих жизненных процессов. Все шире в РФ используются автоматы, помогающие населению решать многие насущные задачи, и если оплата различных услуг, получение наличных денег или переводов через автоматы уже достаточно широко распространены в Российском обществе, то использование автоматов в сфере торговли находится на начальном этапе.

Одним из перспективных путей развития сферы торговли в России является внедрение вендинга, т.е. продажи товаров и услуг с помощью торговых автоматов. Вендинг получил широкое распространение в мире как один из быстроокупаемых видов бизнеса, не требующий больших капиталовложений и трудозатрат.

По всему миру работают более 20 млн. вендинговых автоматов. Лидируют в этом секторе Япония и США, где каждая пятая покупка осуществляется через торговые автоматы и в среднем на 20 человек приходится один автомат, в Европе один автомат приходится на 120 человек. В Российской федерации состояние вендинговой торговли значительно уступает указанным странам — один автомат приходится на 100 тыс. жителей.

Главное преимущество вендинга заключается в отсутствии «человеческого фактора». Вендинговые автоматы способны обслуживать потребителей круглосуточно, без выходных дней, осуществляя продажи 24 часа в сутки, они лишены недостатков и уязвимых мест присущих обычной торговле. При этом, вендинговые автоматы не требуют значительных усилий для поддержания своей работоспособности.

При выборе правильного места установки вендинговые автоматы позволят не только значительно снизить нагрузку на традиционные торговые точки, но и существенно увеличить территорию предложения услуг, так как автоматы можно размещать где угодно: в административных зданиях и офисных центрах, в учебных заведениях и медицинских учреждениях, на вокзалах и спортивных сооружениях, в холлах и коридорах гостиниц, уличных переходах, даже в подъездах жилых домов.

На рынке предлагается достаточно широкий выбор торговых автоматов как отечественного, так и зарубежного производства, начиная от простых механических моделей и заканчивая продвинутыми высокотехнологичными автоматами с удаленным управлением, оснащёнными модулями для приема банковских карт и компьютерами, осуществляющими учет продаж.

Существуют компании, которые могут не только производить стандартные модели, но и адаптировать или разрабатывать торговые автоматы с учетом индивидуальных пожеланий заказчика.

Из широкого спектра предлагаемых на рынке вендинговых автоматов для первоначального внедрения, на наш взгляд, более всего подходят следующие:

Автоматы по продаже горячего питания, предназначенные для продажи охлажденных или замороженных продуктов в разогретом виде;

Автоматы по продаже горячих напитков, таких как кофе или чай;

Автоматы по продаже соков;

Автоматы по продаже промышленных товаров (например, сувениров, канцтоваров, книг, предметов одежды и аксессуаров).

Важно также отметить, что с использованием вендинговых аппаратов можно создать магазины шаговой доступности (например, рядом с местом проживания большого количества людей), в которых будут продаваться продукты и товары повседневного спроса. Причем такие магазины будут работать круглосуточно и не требуют постоянного обслуживающего персонала.

При анализе состояния вендинга в Российской федерации необходимо отметить, следующие важные моменты:

Рынок вендинга в РФ быстро растет и развивается.

Рынок еще очень далек от насыщения.

Потребитель начинает привыкать к торговле через автоматы, и воспринимать их как обычный вид торговли.

Принимая во внимание, что вендинговый бизнес на территории России находится в зачаточном состоянии, можно прогнозировать, что данный вид торговли имеет очень широкие перспективы развития, а построение сети вендинговых аппаратов на определенной территории будет способствовать более широкому применению и внедрению новых технологий и даст толчок для дальнейшего развития всему региону в целом.

Безусловно, развертывание и обслуживание сети вендинговых аппаратов требует инвестиций на закупку аппаратов, на создание структур по загрузке аппаратов и техническому обслуживанию. Однако, как показывают наши расчеты, все вложения окупаются в течение полутора-двух лет.